Жил был асур по
имени Мадан, который занимался аскетическими практиками. В результате продолжительных усилий, он получил дар вак-сиддх (ваак - वाक् - речь), с помощью которого все,
что бы он ни говорил, становилось реальностью. Он злоупотреблял своими сиддхами, убивая людей. Возмущенные его
злодениями, боги обратились к Багалаамукхии, и она прекратила неистовство демона,
схватив его за язык и остановив его речь. Но демон был хитрым, и прежде чем она убила его, он
попросил разрешения, чтобы ему поклонялись вместе с ней, и богиня выполнила это его последнее желание.
Поэтому демона изображают вместе с ней.
Таков миф о происхождении восьмой махавидьи - Багалаамукхии.
Перевод имени Багалаамукхии оказался самым запутанным из всех имен махавидий. Огромная благодарность моему Учителю Сафронову А.Г. и санскритологу Вагишу Шастри!
Слово состоит из двух частей:
- корень "вач" (वच्) - говорить, речь ("в" меняется на "б" из-за специфики произношения в Бенгалии)
- "мукха" (मुख) - рот
Итого - дословный перевод имени богини - говорящая ртом (мало кто в наше время способен это делать утонченно и со вкусом :) )
Символика атрибутов богини:
- располагается на алтаре – алтарь –
символ жертвоприношения, священнодействия, ритуала (все слова, сказанные во
время ритуала, строго регламентированы и точно подобраны – как по смыслу, так
и эстетически, а также призваны повлиять на реальность)
- дубинка – останавливание,
удар по голове (из серии: «скажешь не то – получишь по голове и пойдешь
додумывать»)
- корона – атрибут власти
- держит за язык
демона
– символ остановки речи (делает так, чтобы он замолчал)
- сидит на красном лотосе – символ
чистоты речи (красный цвет символически связан с горлом и вишуддха-чакрой)
Попробуем разобраться, что означает "чистота речи".
- на многих изображениях она восседает на трупе - в контексте связи богини с речью, этот символ можно интерпретировать как контроль над "мертвой речью".
При попытке вслушаться в слова многих людей и определить - какой смысл человек вкладывает в каждое произнесенное слово, насколько точно он понимает то, что хочет донести до собеседника - оказывается, что большинство используемых слов "пусты" - человек сам не подозревает, о чем говорит. Т.е. на вопрос дать определение применяемым в речи категориям и словам, человек теряется, или начинает агрессировать, или говорит еще более запутанные вещи. Т.о. можно рассуждать о любви, или о гармонии, или о расширении сознания, до конца не понимая и не видя границ этих категорий. Человек может говорить: "я люблю тебя, поэтому волнуюсь", забывая, что это напрягает другого человека и вызывает чувство долженствования, которого реальная любовь по определению вызывать не может. Или можно стремиться к "гармонии", но не представлять - в чем она должна заключаться на уровне конкретных ситуаций, и как это проверить. Многие кричат о том, что у них "расширилось сознание", не имея критериев его расширения и соответствующих изменений в жизни - на физическом уровне. Список можно продолжать бесконечно. Всем известный фильм "Секрет" является шикарной иллюстрацией "пустотности" в речи. Каждый следующий кадр не имеет логической связи ни с предыдущими кадрами, ни со словами актеров, которые сами по себе являются хаотическим набором внешне пафосных, но ничего не означающих выражений. Однако многим кажется, что после просмотра фильма - многое в жизни становится "понятным" - только вот объяснить - что конкретно - они затрудняются.
Одна из причин такой "пустотной" речи - нежелание задумываться о деталях, вследствие которого у человека возникает иллюзия "примерно понятно" "на уровне внутренних ощущений" :) Где находятся эти ощущения, о чем они говорят, и кто конкретно стало понятнее - как правило человек объяснить не в состоянии, довольствуясь эмоциональным переживанием, что "я что-то узнал, и оно внутри меня". Только вот достать это "оно" из чертогов "разума" не получается по причине того, что "его" там и не было. Т.о. склонность эмоционально воспринимать ту или иную точку зрения - еще одна фатальная ошибка, которая привязывает человека к устоявшимся взглядам (обращаю внимания только на те факты, которые нравятся) и не дает искать новые, непривычные точки зрения - цель любой медитации.
На некоторых изображениях Багалаамукхии изображается в сопровождении журавля, который в индийской традиции рассматривается как очень
хитрая и коварная птица - так называют лицемеров и
обманщиков. Ложь является грубой формой "пустой", "мертвой" речи, слов, которые далеки от реальности. По сути, любой человек, использующий пустотные понятия, обманывает и себя и окружающих, вводя их в заблуждение.
Природный закон "не передавай информацию, не сделав ее своим опытом" тоже хорошо иллюстрирует данное нарушение. Человек, не разобравшийся в теме сам и пытающийся передать это знание окружающим, создает в их умах подобие хаоса, царящего в его собственной голове.
Интересное изображение, на котором богиня имеет обезьянью вторую голову и прикусывает себе язык. В отличие от животных, у человека появляется сознание, основным атрибутом которого является речь. При помощи речи человек познает закономерности мира, влияет на мир (выражая себя), и использует абстрактное мышление. Другой интересный момент, который отличает животное от человека - при общении оно не может выразить ничего абстрактного, не соответствующего реальности (обезьянам чужды пустотные понятия и абстрактные идеи).Другое изображение пятиголовой Багалаамукхии с длинным хвостом и головами человека, животных и птицы:
также намек на тему отсутствия у животных способности оперировать символами и другими абстрактными понятиями, а также пустотными категориями, и, как следствие - животные не болеют шизофренией и другими психическими болезнями.
Итак: Багалаамукхии - говоря по простому - богиня красноречия. Говоря более изощренным языком - она - богиня эстетики речи, та, которая окультуривает речь, делая каждое произнесенное слово осмысленным, точно подобранным и безупречно звучащим.
Состояние, которое дает почувствовать богиня - что любое произнесенное в нужный момент, с нужным содержанием и интонацией слово может повлиять на твою собственную жизнь и жизнь окружающих - смотивировать людей к действиям, осознаниям или разрушению. Любое недопонимание или неточность могут разрушить плоды многих усилий и увести в другую сторону от желаемого результата.
В кашмирском шиваизме в речи выделяют три составляющие, которыми оперирует индивидуум - объекты реальности (например - йога), их названия - слова (само слово "йога") и представления человека о том, что такое "йога". В речи большинства людей эти три составляющие разделены и болтаются сами по себе. Т.е. человек произносит слово "йога" в своем выдуманном контексте, не подозревая что означает состояние и метод йоги. По этому поводу (значение слова йога) - новая статья на блоге Сафронова А.Г. по йога-сутре:
Багалаамукхии как техника дхьяны - это способность остановиться в момент, когда речь становится некорректной, непонятной и далекой от реальности и углубиться в изучение деталей слов и категорий, которые ты используешь, для структурирования информации по данной теме. Похожая медитация называется "нети-нети" - "не то, не то". Она позволяет через рассматривание деталей максимально точно подобрать слова - по смыслу, контексту, эстетике и "разлепить" (т.е. найти разницу) внешне похожие слова.
Великолепная статья.
ОтветитьУдалить