вторник, 17 марта 2015 г.

Дхуумааватии (धूमावती) - немного о фатальности, критериях дхьяны и иллюзиях осознания

В качестве предисловия к истории про седьмую махавидью, вспомним русские сказки, во многих из которых главный герой - Иванушка-дурачок всегда выходит из сложных ситуаций не путем приложения собственных усилий, а за счет того, что ему по жизни "везет" - то серый волк поможет, посадит на свою спину и доставит по назначению, то волшебная печка поедет по щучьему велению, то Василиса прикроет тыл и решит все проблемы. А тебе только и остается - отдыхать лежа на печи и предаваться сладким грезам о новых чудесах.
  Среди практикующих многие прокалываются именно на таком взгляде на мир, который не требует ни упорных продолжительных усилий, ни способности задумываться и проводить исследования - утро ведь всегда вечера мудренее) 
   Многие "практикующие" скажут: "ну мы то уж никогда так не делаем - мы размышляем и нас постигают все прелести осознания, когда ты понимаешь что-то новое для себя - то прикоснулся к новому воспоминанию о собственном детстве, которое сильно повлияло на твою жизнь, то увидел собственную форму поведения, которую раньше не замечал - это ли не осознание?". После таких размышлений человек может испытывать эмоциональный приход, вроде бы и его картина мира начинает пополняться новыми деталями. В чем же парадокс? :) Вроде человек думает, находит новые детали собственной истории жизни..   
Однако, друзья, полноценной медитацией такое состояние не назовешь. Причины этому и критерии реальной медитации поможет нам увидеть следующая махавидья:
   Дхуумаваати (धूमावती) Dhūmāvatī

Перевод имени:
дхуума (धूम) – дым, пар (то, что остается, когда что-то сгорело); 
вата (वत) – в отличие от ваата (वात - "ваата-доша, ветер и т.п.") - означает восклицание, выражающее изумление или сожаление (типа "вау", "ой", "ах"). Чтобы почувствовать это состояние, вспомним истероидную выстройку человека (см. книгу Сафронова А.Г. "Чакральная психодиагностика"), эмоциональные проявления - поверхностны - его охватывает то дикий восторг, то печаль, - эти эмоции кажутся яркими, быстро меняются, нет глубокого проживания состояний - такие эмоции являются в большей степени объектами фантазий.
В итоге в переводе имени получаем что-то вроде: превращающая в дым фантазии и поверхностные эмоции


Мифы:

Существует два мифа, повествующих о возникновении Дхуумааватии. В первом говорится, что она появилась, когда Сати сожгла себя в жертвенном огне ее отца. Дхуумааватии была создана из дыма, выходящего из горящего тела Сати. «все, что осталось от Сати»: печальный дым.

Другой миф, рассказывающий о происхождении Дхуумааватии, говорит, что однажды, когда супруга Шивы Сати жила с ним в Гималаях, она вдруг сильно проголодалась и попросила его дать ей что-нибудь поесть. Когда он отказался накормить ее, она промолвила: «Ну что же, тогда мне придется просто съесть тебя». И, вслед за тем, она проглотила Шиву. Он уговорил ее изрыгнуть его, и когда это было сделано, проклял ее, обрекая ее принять форму вдовы - Дхуумааватии. 


Атрибуты:

- изображена на колестнице - символ дороги, путешествий между мирами, символ личности, которая постоянно движется, нигде не останавливаясь – символ движения.
На колесницах ездили цари и воины, которые добивались победы.
Колесница в этом смысле является символом не просто движения, а активного стремления ко все новым достижениям. Колесничий, в отличие от Емели, которого всюду возила печь, управляет своим транспортным средством сам, совершая при этом еще кучу других активных действий - стреляя из лука или сражаясь.
Отличительный признак колесницы Дхуумааватии - она не запряжена животными (символ человеческих и животных эмоций и страстей). Т.е. с одной стороны колесница везет ее, подобно печке в русской сказке, а с другой сам образ колесницы - признак активности и природы завоевателя, того, кто постоянно движется вперед.
- веятельная корзина в руках – основное занятие, в которое погружена богиня на колеснице - отсеивание (правды от лжи) – извлечение опыта из прожитого. Связав это занятие с символом колесницы, мы получаем способ управления ею - через анализ и понимание причинно-следственных связей прошлых и настоящих событий.
И здесь необходимо вспомнить, как обычно человек производит такой "анализ". Задумавшись на заданную тему и увидев первый похожий на правду новый фрагмент ситуации, человек часто принимает его за истину, думает, что все понял и проблема решена. Но это только начало состояния дхьяны. И задача человека, который ценит свою аджну, продолжить размышление, искать и проверять другие гипотезы, новые факты. Это похоже на притчу с ощупыванием слона слепыми людьми - один потрогал его за хвост и сразу решил, что это веревка; другой - нащупал ногу и сделал вывод о том, что это колонна; третий схватил хобот и подумал, что перед ним питон и т.д. Основная ошибка - они остановились на первом шаге своего исследования, тогда, когда нужно было продолжать дальше снова и снова.  

Переваривание полученного опыта и делание его частью своей жизни можно разделить на несколько фаз:
- сначала человек видит первую искорку реальности - в этот момент он увлечен и вдохновлен тем, что начинает видеть. Ученик, начинающий задумываться о своей жизни и вспоминать конкретные ситуации и формы поведения, связанные с излагаемым материалом во время лекции инструктора, - находится именно в этой фазе. Это - начало.
- следующая важная задача - в ходе собственного исследования достичь детального понимания темы - понять механизм той закономерности, которую ты начал слегка приоткрывать для себя на уровне первых примеров. Процесс поиска новой закономерности, когда ты увлечен им и видишь шаг за шагом все новые детали - это и есть дхьяна.
- затем, если человек понял новую закономерность, это меняет его жизнь. Эмоциональный приход, который при этом ощущается - глубок, более спокоен, чем те эмоциональные истерические "приходы", которые появляются у нетерпеливых исследователей, которые желают быстрого понимания и довольствуются тем, что им стало "примерно понятно" (состояние вставки на Аджне, желание опереться на конечное поверхностное знание). Кроме того, плодотворно выполненная дхьяна приводит к состоянию самадхи - осознанию, которое влияет на все взгляды человека целиком и на изменения в его жизни. Еще одной ошибкой неусидчивых практикующих является иллюзия, что если ты что-то "понял", уже ничего и делать не надо - все проблемы решены. Так, многие ловятся на эту удочку, раскапывая забытые истории о детских психотравмах, которые "мешают" тому или иному собственному проявлению. Кажется, что если ты понял - когда случилось то драматическое событие - сразу все поменяется и жизнь начинает налаживаться. Однако, если проверить, что конкретно поменялось, оказывается - ничего)) Человек закрутился во вритти. Третья фаза овладения опытом - это совершения конкретных действий, соответствующих природе произошедшего осознания - например, если ты понял, что боишься реализовать желание - ты идешь и пробуешь это сделать снова и снова - пока это не станет для тебя естественным - и это четвертая фаза наработки опыта.


- в окружении воронов - символ смерти

- безобразна (внешность старухи, одежда нищенки) – все потеряла

- вдова – потеряла мужа




Основные акценты:

- кристаллизация опыта

- потерянное время, потерянная из-за ошибок жизнь, все потеряно - смерть (совокупные страдания прошлых жизней как энергия на духовное развитие.)


- движение без остановок и активные действия



Итого, Дхуумааватии - богиня фатальности – дает состояние, что никогда нельзя останавливаться и довольствоваться иллюзией пустых рассуждений без совершенных активных действий – ты все можешь потерять в любой момент - с каждым днем, если ничего не предпринимать, ты становишься старее, глупее и слабее; вовремя не сделанный шаг приводит к тому, что человек про@рает свою жизнь.
Дхуумааватии дает ощущение провтыканных ситуаций, которые толкают человека к постоянному движению - без остановок - если остановишься хоть на миг - подобно автомобилю в пробке - застрянешь и потеряешь самое ценное, что у тебя есть в жизни - время.

Комментариев нет:

Отправить комментарий