понедельник, 2 марта 2015 г.

Трипураасундарии (त्रिपुरा सुंदरी) - закономерности мира и контекст



 Дословный перевод - прекраснейшая в трех мирах 
    Трипура (त्रिपुरा) - три города, построенные по мифам Майей - зодчим асуров. (Города были сделаны из железа, серебра и золота. Железный город был расположен на земле,  серебряный и золотой — на небесных планетах. Города двигались в пространстве, выстраиваясь в одну линию на одну секунду раз в тысячу лет)
   Сундарии (सुंदरी) - в высшей степени прекрасная
   другое ее имя - Шодаши - Ṣhoḍaśhi (шестнадцатилетняя, вечно молодая)


В кашмирском шиваизме Трипураасундарии связана с состоянием турия (तुरीय) - "четвертое" - одно из четырех состояний сознания в кашмирском шиваизме - «сон без сновидений» – вне концептуальных форм мышления (викальпа)
слово Викальпа (विकल्प) – состоит из:
- приставки "ви" (वि) - используется в значении распределения, разделения и усиления значения слова (русский аналог - "вы-" например вишуддха - вы-чищение; винайя - вы-несение, склонность не нести лишнего)  
- "кальпа" (कल्प) - 1. практический, реальный, соответствующий, имеющий форму чего-либо; 2. секретное правило, предписание, закон, обычай, способ действия, правило, способ лечения болезни.
у Патанджали в "йога-сутре" дается определение категории "викальпа": 
"1.9 shabda-jnana-anupati-vastu-shunyo vikalpah"
shabda – усная речь;
jnana – знание;
anupati – следующий за господином;
vastu – объект, предмет, вещь, содержание, тема;
shunyo – пустотный

"Изложения знания в словах при помощи готовых ответов - пустотно"
т.о. Викальпа - можно проинтерпретировать как "готовый ответ", "пример", "конкретное решение", "форма поведения", "точка зрения, выраженная при помощи примера". При абстрактном мышлении, человек оперирует идеями, выделяя значимые закономерности и свойства объекта изучения - это можно сравнить с выведением формулы, которая дает понимание общей закономерности для ряда объектов. Приведение конкретных примеров без понимания закономерностей из которых они следуют, искажает их смысл - т.е. пустотно.
Статья моего Учителя Сафронова А.Г. по поводу интерпретации термина "викальпы":
http://yogasutra-comment.blogspot.ru/2013/01/blog-post_23.html
т.о. связь Трипураасундарии с избавлением от использования "викальпа" можно интерпретировать как понимание закономерностей, идей.

 Атрибуты:

- аркан – символ охотника, символ связывания, способности поймать объект охоты, символ устранения препятствий

- стрекало – инструмент погонщика слонов (слон – символизирует физическое тело) – управление, власть над телом

- стрелы – символ концентрации на цели

- лук – символ прицеливания и стрельбы в цель

- корона и трон – царский атрибут власти

- пышная грудь, тонкая талия и улыбка, обладающая силой притяжения – привлекательная внешность, сексапильность (Шодаши – шестнадцатилетняя – символ красоты и молодости)

- полумесяц украшает ее голову - символ растущей луны, жизненности. Луна также является символом подсознания. Его расположение на уровне лба - символизирует способность видеть содержимое подсознания.

- сидит в сексуальном соединении на лежащем Шиве (его бедра раскрыты, поза расслаблена) – способность возбудить

- находится на троне, который стоит на головах богов – Шива, Рудра, Брахма и Вишну. Что объединяет четырех этих богов? Шива, Вишну и Брахма являются триадой богов в индуизме, управляющих миром, Рудра также является ведийским предшественником Шивы. Т.е. эти боги олицетворяют самые важные закономерности, существующие в мире (размышления о понятии "бог" в статье Сафронова А.Г.: http://yogasutra-comment.blogspot.ru/2014/08/blog-post.html
т.е. трон на головах богов - это символ опоры на базовые закономерности мира.



Основные акценты символики богини:


- сексапильность и соблазнение, молодость

- власть

- опора на закономерности мира



Итого: Трипураасундарии – богиня сексапильности и соблазнения – богиня актуализации контекстов, способная актуализировать, «выловить» мельчайшие детали (символы охотника и стрелка) бессознательных желаний (Шива, лежащий на спине в расслабленной позе – также символизирует беззознательное, а контекст изображения – символизирует выведение бессознательных желаний). Причем же здесь понимание закономерностей мира и выход за рамки отдельных примеров? Каждый из нас всю жизнь играет с миром в игру, которую мы назвали "контекстом". Чем бы ни занимался человек - освоением профессии, общением с друзьями или близкими, сексом, путешествиями или научными исследованиями, он всегда это делает в некотором стиле, который определяет и выбор профессии и эмоциональные отношения и предпочтения в сексе и т.д. 
Пример контекстов:
 Контекстом можно наслаждаться или мучаться, не принимая его, но от этого он не исчезает, игра продолжается. Подсознательные желания определяют предпочтения человека и закономерности того, какие состояния с какими людьми при каких обстоятельствах, в каких ролях - ему хочется пережить. Контекст никогда не укладывается ни в один шаблон, он спонтанен и свободен от понятий "хорошо" и "плохо" - это только изощренная игра, дающая краски жизни и заставляющая познавать новое и творить, нарабатывать новые качества, получая изысканное наслаждение от жизни.

Образ Трипурасундарии дает понимание, что привлекательность и сексапильность, дающие такую сильную власть над людьми, не строятся на внешней красоте, величине отдельных частей тела и привлекательном возрасте. Наоборот, способность детально понимать закономерности желаний людей, принимать их и создавать условия для их реализации - делают такого человека безумно привлекательным, придают красоту и приятный вкус любому его движению, слову или действию и дают ощущение молодости.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий