среда, 11 марта 2015 г.

Чхиннамастаа (छिन्नमस्ता) - игривость как средство познания мира

Имя следующей махавидьи - Чхиннамастаа (छिन्नमस्ता) - "отсеченная голова".


Атрибуты:

- изображается на паре, занимающейся любовью - (Кама и Рати - Кама - бог любви, его имя kāma означает "желание", "чувственное влечение". Рати – богиня любовной страсти, жена Камы, значение ее имени rati – "удовольствие", "наслаждение"; или это могут быть Кришна и Радха) - символ способности понимать чувственные желания и управлять ими.

- площадка для кремации – символ непостоянства и разрушения всего материального
- Сама Чхиннамастаа является воплощением непрекращающейся жизни, смерти и нового рождения. В одном из мифов о происхождении богини, Парвати со своими спутницами Джайей ("побеждающая") и Виджайей ("выходящая из ситуаций без побед") отправились купаться на реку. После купания богиня почернела от сексуального возбуждения. Спутницы попросили ее: "Покорми нас, мы голодны". Она сказала им: "Пожалуйста подождите, я думаю". Но ее спутницы никак не могли угомониться и совладать с чувством голода. И тогда она отсекла свою голову ногтями, голова упала в ее левую руку, и три потока крови брызнули - в рот ее спутниц и в ее собственный рот. После чего все остались довольны и вернулись домой.
- меч для отрезания голов - символ отсечения прошлых точек зрения
- потоки крови из горла, которые пьют сама богиня и две ее спутницы - кровь является символом жизни в материи

- гирлянда из черепов – преодоление страха смерти и зависимости от прошлой кармы (черепа как символы прошлых рождени)

- обнажена – выражение раскрепощенности, откровенности тела и телесных желаний

половые органы, выставленные напоказ – неприкрытые желания

костяное ожерелье - символ власти над смертью, независимости от смерти. Самый большой страх человека, который во-многом движет эволюцией - страх смерти. Этот страх, часто бывая необоснованным (из-за слишком бурной фантазии, нежелания изучить ситуацию, узнать другие точки зрения, опереться на логику и факты, разобраться в причинах того или иного события - например в причинах заболевания, проблемы), - мешает человеку тотально отдаться новому переживанию, новому опыту. Можно воспринимать происходящее настолько серьезно и драматично, что появляеющееся чувство стрема и фатальности вводит человека в иллюзию, что малейшее отпускание контроля - над своими желаниями, чувствами, действиями - может погубить, все "испортить", навлечь врагов, неприятности, что ты можешь "потерять лицо" ;) Костяное ожерелье - символ отбрасывания страха смерти и ощущения серьезности и фатальности ситуации. 
Буддийский аналог Чхиннамасты - Ваджраварахи ("алмазная свинья"):


В имени "алмазная свинья" - алмаз символизирует кристаллизованное сознание - прозрения и мистический опыт, которые стали частью жизни человека, изменили его; а свинья является символом невежество. Т.е. имя символизирует выход из состояния невежества, ленности ума (нежелания задумываться) в состояние осознанного практикующего.
Ваджраварахи в тибетском буддизме является трикстером - провокатором людей на духовное развитие. Причем делает это она через игру, развлекаясь и прикалываясь над любыми проявлениями невежества и нежелания развиваться. В мифах она появляется в самых неожиданных местах, обличьях и ситуациях, шокируя своими манерами и формами поведения, и одновременно провоцируя человека меняться в необходимом ему направлении. 
Аналоги:
О.Ж. Грант из фильма "Трасса-60"
Чеширский кот из "Алисы в стране чудес"

Таким образом, Чхиннамастаа - богиня игривости – через игривость люди учатся новому, отбрасывая состояние излишней серьезности в отношении к миру и к своей жизни. Все, что происходит с человеком - это огромная игра, которую он выбрал сам - если принять это, понять, что любая проблема или потеря, ошибка или успех являются частью игры, в которую ты играешь с миром - снимается излишний драматизм и человек начинает наслаждаться жизнью, снимается страх перед новым опытом, т.к. это всего лишь игра. Шикарный пример на эту тему приведен в мифах о Шиве и Парвати и развитии их отношений. Они сходятся и расходятся, живут и "умирают", принимают разные формы, пугая, шокируя и радуя друг друга - и все это лишь огромная игра, которую выбрали они сами, чтоб пережить новые состояния и познать новые закономерности)

Комментариев нет:

Отправить комментарий