понедельник, 9 марта 2015 г.

Бхуванешварии (भुवनेश्वरी) - красота и эстетика мира в его закономерностях



Перевод составляющих имени Бхуванешварии (भुवनेश्वरी):
бхувана (भुवन) – бытие, мир, вселенная, пристанище;
ишвара (ईश्वर) - бог; правитель, устанавливающий правила; способный сделать что-либо; высшее бытие..
По "Йога-сутре" Патанджали Ишвара:
"особый Пуруша, непричастный страданию, следствию действий или желаний. В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в зародыше."
Сошлюсь на перевод термина "ишвара" на блоге моего Учителя Сафронова А.Г., т.к. считаю его наиболее полным и точным из всех имеющихся:
Ишвара - совокупность закономерностей Мира, выходящих за рамки нашего текущего понимания и описания. (Сафронов А.Г., блог Йога-Сутра Патанджали http://yogasutra-comment.blogspot.ru/2014_08_01_archive.html))

В гимне сотни ее имен из Рудраямалы говорится, что она является каждым из пяти основных элементов.
Дэвибхагавата-пурана говорит, что вселенная покоится на Бхуванешвари, происходит от нее, снова растворяется в ней, и, пока она существует, отождествляется с ней.
Другое ее имя - Прапанчешвари:
"пра" (प्र) - приставка, означающая много, эмоциональный аспект
"панча" (पञ्च) - пять
"ишвара" - см. выше
Итого - получаем связь с пятью элементами и всеобщими закономерностями жизни материального мира.
 Eе воспевают в виде каждого из пяти элементов по-отдельности и как соответствующее каждому элементу физическое чувство (индрия): «Приветствие Тебе, [пребывающей] в форме звука и эфира, /Приветствие Тебе, в форме прикосновения и воздуха, /Приветствие Тебе в форме зрения и огня, /Приветствие Тебе в форме вкуса и воды, /Приветствие Тебе в форме земли с ее качеством запаха». Далее она воспевается в явно проявленных формах, таких как «уши, кожа, глаза, язык и нос, и в форме рта, речи, рук, ног, органов выделения и размножения». Она также восхваляется как воплощенная в горах, океанах, звездах, островах и даже в подземных мирах. Она - богиня, которая есть «форма всей Вселенной: Та, что все пронизывает собой». (Prapancasara-tantra. Ed. John Woodroffe.)


Атрибуты:
корона – символ царской власти
полумесяц – символ растущей луны, сосуд с сомой (нектаром бессмертия; луна - символ жизненности и подсознательного (глубинных "чертогов разума" :))
улыбка – символ привлекательности, доброты, открытости
сосуд для питья – символ мудрости, передачи знания
восседает на красном лотосе – символ чистоты сердца – открытость на мир
стрекалоинструмент погонщика слонов (слон – символизирует физическое тело) – управление, власть над телом
аркан – символ охотника, символ связывания, устранения препятствий
жест дарования милостей 
ложка (наливает из сосуда) – из ложки человеку дают лекарства. В контексте наливания питья из сосуда в ложку и угощения им практикующей - символизирует "излечение" путем передачи нового знания, другого восприятия мира.

Основные акценты символики богини:
- аспект восприятия (связь с органами чувств)
- чистота сердца – открытость на мир
- ишвара - совокупность неявных закономерностей мира
- связана с воспринимаемым миром – бхувана

Итого – Бхуванешварии – богиня восприятия неявных закономерностей мира  – или богиня интуиции (потоковости), т.к. интуитивно человек вылавливает детали и новые аспекты мира, которые он до этого не мог увидеть, используя свои прошлые знания и опыт. Человек воспринимает физический мир при помощи органов чувств, "окрашивая" воспринимаемое в те оттенки, которые ему знакомы, видя под известным ему углом. Бхуванешварии, если рассматривать ее как медитативную технику, это состояние, в котором человек начинает видеть уже знакомые элементы мира в новой системе связей между ними, замечать новые фрагменты мира, мир как система становится сложнее. 
Многие люди планируют свой Путь и видят его подобно происходящему в компьютерной игре-бродилке, где герой в процессе своих поисков собирает все новые атрибуты, добавляет в себя новые качества, но в конце игры - это все тот же персонаж, с теми же мотивами и ценностями, только обвешанный регалиями собственных достижений в процессе игры. На самом деле с течением времени цели и мотивы человека меняются, как и он сам. Завтра это уже будет не тот человек, который был вчера и сегодня - он изменится в целом, его личность трансформируется через полученные знания и опыт, стратегию и направление развития нужно будет менять. Когда человек начинает замечать так называемые "знаки мира" - то как меняется окружающая среда, сам человек, тенденции, следуя которым можно гармонично "вписаться" в текущую ситуацию, изменения в собственных желаниях, чувствах и интересах, - это позволяет не "проламываться" сквозь мир, пытаясь добиться целей, которые ты ставил перед собой давным-давно и которые уже стали не актуальными, не бороться с миром, не использовать те методы, которые уже стали неактуальными, а гибко улавливать необходимость коррекции собственных целей и задач, менять методику их достижения в соответствии с тем как меняется тело, психика и разум. Такое состояние становится доступным, если человек открыт на мир, не отделяет себя от него и не противопоставляет силу и возможности собственной личности окружающей действительности. Т.о. можно идти по жизни, жестко зафиксировавшись на самом себе и собственных целях, не допуская их изменений, а можно чувствовать себя частью мира как все более глобальной системы - целей, желаний, интересов и т.д., системы, которая имеет закономерности, по которым она развивается. 
Некоторые люди ошибочно принимают за "знаки мира" собственные фантазии и то, что им хочется видеть. Одна из составляющих хатха-йоги для практикующих, имеющих опыт - свободный комплекс, целью которого является выход на ощущение запросов собственного тела - какие асаны ему хочется сделать, какими способами, какие состояния хочется почувствовать и т.д. Так вот, многие ученики ошибочно понимают за "свободный комплекс" потакание собственным защитным механизмам психики (вритти) - для них "знаками мира" или "знаками тела" становятся не глубинные внутренние ощущения, а чувство лени, или желание излишнего насилия над телом, или желание простраивать уже привычные зоны и т.д. Свободный комплекс всегда опирается на закономерности, в которых есть логика и связь с направлением развития данного конкретного человека. Эти закономерности можно почувствовать, не понимая на начальном этапе их логичность, но в процессе их изучения, человек выясняет их непротиворечивость и причинно-следственные связи. 
Т.о. можно принимать за "знаки мира" все что говорят СМИ, любое понравившееся событие, фразу и т.п. - в этом случае, человек как бы фильтрует все по принципу - "беру то, что мне нравится, а то, что не нравится и не вкладывается в мою систему ценностей - не замечаю" - такие "знаки мира" будут иметь кучу противоречий, отсутствие логики и будут только запутывать человека. Мотивом к такой позиции будет отсутствие желания задумываться и опираться на факты.
Напротив, реальные "знаки мира" - всегда опираются на закономерности и уменьшают количество противоречий в сознании человека, заставляют думать и проводить исследования, открываться на новые точки зрения. В примере со свободным комплексом в хатхе - если человек имеет слишком жесткое тело и постоянно травмируется - травмы и излишние контрактуры на теле - это и будет "знаком мира" к тому, чтобы изменить свой стиль в работе с телом на более плавный, мягкий. Болезни являются маркерами негармоничных форм поведения, они как бы мешают человеку следовать разрушительной для него самого и окружающих форме поведения. Люди могут сотни раз проговаривать недостаток человека, на работу с которым завязан его следующий шаг, в этом случае можно обижаться или злиться на них, а можно заметить это маркер как подсказку к изменению направления собственного Пути.
Когда человек начинает воспринимать мир не только опираясь на собственные выводы, но и замечать детали мира другого человека (его ценности, чувства, интересы и т.д.), у него появляется возможность понять мотивы жизни и поступков окружающих - выйти за пределы себя, открыться на то, что "говорит тебе мир" словами и поступками людей, проблемами, тупиками, в которые ты приходишь, собственными желаниями и чувствами, с которыми ты можешь бороться, интересами, которые влекут в новые сферы жизни и т.д. Замечание новых закономерностей позволяет посмотреть на любую проблему под таким углом, чтоб увидеть причины развития данной ситуации и способы выхода из нее, позволяет освоить новые качества (новые чакральные законы) и сферы жизни. 
Каждая следующая закономерность мира делает его восприятие все более полным, уменьшая количество противоречий в этой картине и добавляя красоты - те детали мира, которые казались "ненужными", не принимались и отторгались, оказываются необходимыми составляющими жизни, смысла которых ты раньше не понимал. Так, если вспомнить свою жизнь и изучить связи между событиями, произошедшими в ней, каждое событие, человек, желание или идея были необходимы для того, чтобы сформировать тот Путь, по которому мы идем. И мы видим красоту с которой складываются пути людей, логичность и сложность каждой детали на на этих Путях, как точно мир подбирает мотивацию к развитию и способ развития для каждой своей составляющей - для каждого человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий