пятница, 26 февраля 2016 г.

История МАтангИ. Немного о разнице между категориями «культура» и «мораль». Или медитация для любителей погордится собой.



В продолжение темы медитаций, позволяющих убрать двойственность человеческой природы, при которой искренние стремления человека отличаются от того, что он по факту говорит, делает и переживает. Например, желание любить замещается горыней или обидой; доверие заменяется агрессией; желание творить заменяется критикой, интерес - выгодой, а  радость жизни - ревностью и жадностью. Все эти формы поведения нелогичны и бессмысленны, не приводят к реализации истинных желаний и разрушают – отношения, целостное состояние психики, жизни. Когда мимолетные дискомфортные эмоциональные порывы кажутся сильнее истинных желаний, это говорит о вовлеченности человека в эмоции. Патанджали в своем труде «Йога-сутра» называет такие состояния вритти – разные роли, с которыми человек отождествляется, которые включают эмоции, ярлыки, принципы, невротические желания и т.д. Чем больше человек вовлечен, тем меньше он понимает, что на самом деле с ним происходит. Гурджиев называл это состояние автоматтизмом.


Многие медитативные практики в индийской и тибетской традициях связаны с изучением образа божества, которое обладает недостающим для человека качеством, а также дает более широкий взгляд на мир, большую степень управляемости собственными эмоциями, большую степень свободы в выборе жизненного Пути, большую эмоциональную целостность, а также способность мыслить разными способами и видеть в мире новые грани. Образ божества, используемый для медитации воспринимался практикующим адептом индийской секты - ответвления эзотерической школы как путь к новому аспекту сознания, который должен развиться при овладении необходимым качеством. Группа из десяти женских божеств под названием десять махавидий как раз и представляют собой очень тонкие медитативные техники для того, чтобы вывести людей из разных жизненных тупиков и призвать задуматься, изменить свой взгляд на мир, который и загнал в тупик. Каждая из махавидий своим видом, манерами и поведением специфическим образом шокирует, восхищает, вдохновляет, пугает, придает силы и задает непривычное для практикующего направление мышления таким образом, что человек постепенно выходит из зоны личного комфорта и смотрит на себя и на мир другими глазами. Каждая из махавидий – это по сути завуалированный, скрытый от взгляда тех, кто невнимателен, как это и принято в тантре, - медитативный вопрос, размышление над которым выводит человека за границы его дискурса – т.е. того мироощущения и тех ролей, в которых он застрял. Изображение божеств и мифы о них являются своего рода зашифрованной книгой, для прочтения которой необходимо перестроить свое восприятие, отказаться от принципов, обид, мелочности и гордыни, конфликтов и торга ради познания.


Девятая махавидья – МАтангИ[2] – затрагивает тему культуры и искусства и одновременно  проблему дуальности восприятия мира, в частности – разделения многими людьми мира на «чистое» и «грязное». Мифы о ней, ее одежда, атрибуты и привычки, - указывают на принадлежность богини к низкой касте. Ее имя заключает в себе противоположности – Маатангии – मातङ्गी - Mātaṅgī – от मातङ्ग маатанга – 1. главный или самый лучший, 2. человек самой низкой касты, 3. слон. Она одновременно и «лучшая», и «неприкасаемая».

Проблема разделения мира в человеческом сознании на «плохое» и «хорошее», «чистое-возвышенное» и «грязное-низменное», «духовное» и «материальное», - рождается при попытке воспринимать процесс развития как возвышение над чем-то недостойным, например над материальной природой, над «менее развитыми» людьми, над желаниями и чувствами. Но в этот момент человек собирает внимание на собственном Эго, а его сознание разделено на возвышенное «Я» и части мира, которые считаются «нечистыми» и как следствие - ненужными. Формируется не вполне уважительное отношение к разным составляющим Вселенной, а также невозможность узнать те ее части, которые он отторгает – зачем они, как вписаны в мировую историю. В разделении людей на классы, исходя из такого мировоззрения, присутствует высокомерие, и человек не замечает, что то, от чего он так старался избавиться, очиститься, - недостойные эмоции и т.п., - еще больше охватывает его изнутри как часть его природы, и, в своей значимости, он также забывает о том, что все что он считает «грязным» и к чему относится с брезгливостью – состоит из тех же химических элементов из недр вселенских звезд, что и он сам. Гомеостаз никто не отменял :).

МАтанГИ всем своим видом провоцирует брезгливость у тех, для кого в мире есть «неестественные» проявления, кто мнит себя выше, умнее и отважнее природы и пытается доказать себе или другим людям свое право на первенство и значимость.

В буддийской сказке в Дивьявадане есть намек на эту махавидью – дочь царя-охотника по имени Матанга.[3] Там ее символично звали Пракрити (природа) из касты чандала (низкая каста). Ее матерью была Махавидьядхара (коннотация с махавидьями, в переводе Махавидьядхара – маха – великое, видья – знание, дхара – от корня дхр – удерживать (тот же корень у слова дхарана); итого получается – сосредоточение великого знания). Имя Пракрити, ее низкокастовость, а также ее положение как дочери царя-охотника,  коннотирует к связи с лесом, джунглями, хаотическим началом «матери-природы». С другой стороны здесь есть намек на одновременное присутствие роли «царской дочки» и роли представителя низкой касты – аполлонического и дионисийского начала в одном человеке, гармонично их сочетающем.

Другой миф о богине, о котором пишет Кинсли, - из Шактисамгама тантры говорит о появлении Уччхишта-матангини из остатков пищи. «Матанги сумукхи кавача» из «Рудра ямала тантры» называет ее Уччхишта Чандали Матанги и Джъетшха Матанги[4] (уччхишта переводится как: оставшийся, нечистый, загрязненный, остаток пищи; чандали – представительница низшей касты; джъетшха – наилучший, превосходный).

Кинсли приводит в пример еще один миф из «Пранатошини тантры», в котором Парвати занимается любовью с Шивой, преобразившись в форму Уччхишта-чандалини[5], в которой он узнал свою жену. Здесь еще присутствует коннотация с романтической игрой между влюбленными, которые принимают разные формы, вне зависимости от их «странности».

Храм Матанги в Варанаси расположен в низкокастовом районе и связан с сестрой Шивы, чрезмерно озадаченой вопросами чистоты и загрязнения и отличавшейся брезгливостью.[6]

Подношения богине должны делаться в состоянии загрязнения – с немытыми руками и ртом после трапезы. Подношения также связаны с загрязнением, например это может быть кусок материи с менструальной кровью. Пост, который может соблюдаться брахманами перед ритуалами, посвященными другим божествам, в случае с Матанги – игнорируется. Она символически нарушает все табу и игнорирует разделение на «очищенное» и «загрязненное».



Рассмотрим атрибуты богини:






- она шестнадцатилетняя девушка, молодая, привлекательная и утонченная, с длинными черными волосами, тонкой талией и упругая грудью;

- изображается восседающей на лотосе – символе духовности и чистоты. Этот цветок соприкасается со стихиями: вырастает из ила, проходит вверх через воду, через воздух к Солнцу, будучи незапачканным. В индуистской мифологии творец мира Брахма рождался из лотоса. В буддийской мифологии лотос выступает также символом познания. В тантре лотос выступает еще и как символ женского начала.[7]

- восседает на троне, который является атрибутом власти[8]

- сидит на алтаре, символе ритуалов и священнодействий, место на котором не подобает сидеть;

- цвет её кожи зеленый – намек на природность, естественность. Кроме того, Кинсли пишет о ее связи с богиней Шаварешвари, повелительницей лесного архаического племени шаваров. Ее зеленый цвет связан с тем, что ее тело полностью покрыто листьями. Она та, что живет в лесу и наслаждается этим, а также управляет дикими животными.[9] С другой стороны, МАтангИ связывается с другой формой Парвати, изображенной с кожей зеленого цвета - Минакшей – богиней с тремя грудями, олицетворяющей избыточную женственность и подверженность хаотическому началу. [10] В храме Минакши можно встретить и живого слона (матанга).

 


- одежда и украшения красного цвета – цвет менструальной крови, которая «нечиста»;

- шея обвита гирляндой из цветов кадамбы[11] – универсальные цветы, их любят все божества,  объединяют всех богов вне зависимости от их статуса.

- свиток – символ передачи кристаллизованного ранее и записанного знания;

- нож для отсечения голов можно рассмотреть как символ отбрасывания прошлых ошибочных точек зрения, олицетворяет состояние, когда нет страха и эмоциональной привязанности, чтоб отбросить старое мировоззрение, если оно мешает идти дальше;

- череп – символ смерти и непривязанности к материальному – также «нечистый», связанный со смертью и «неприкасаемыми», которые проводят церемонии погребения;

- музыкальный инструмент «вина» - символ искусств и атрибут богини Сарасвати, являющейся покровительницей знаний и искусств. Матанги является покровительницей 64-х видов искусств, в том числе музыки, поэзии и литературы;

- жест благословения

- подношение богине – нечистые остатки пищи (уччхишта) – символизирует нарушение табу; ее мантру может читать кто угодно – ликвидирует разделение между кастами.

- принадлежность богини к низкой касте и ее поведение говорит об игнорировании всех внешних «культурных» норм поведения;

- попугай сидящий рядом – с одной стороны, является ваханой (ездовой птицей – духом-помошником) бога любви Камы, а с другой стороны, - олицетворяет подражание, а с третьей, похоже, что богиня играет на вине для него, символизируя обучение настоящему искусству. Попугай может красиво, но бездумно имитировать речь.


Основные акценты в описании богини сводятся к сочетанию двух противоположных составляющих: внешне «загрязненный» и отталкивающий попиранием норм и табу образ оказывается на самом деле утонченным и естественным в своем мастерстве в искусствах.

МАтангИ показывает, что такое реальный, а не показной аристократизм, культура и образованность, естественная красота, утонченность и вдохновение. Образ МАтангИ можно рассмотреть как свободной художницы, мастерски владеющей искусствами не смотря на  непринадлежность к «высшим» и по идее «наиболее образованным», разрушающей понятие моды и культуры как ограничений, бездумного повторения шаблонов и средства управления людьми. Она разрушает пустые, кажущимися красивыми «обертки» в виде «статуса», «образованности» и т.п. Она показывает, что мастерство и духовность не связаны с соблюдением внешних приличий, обретением социального статуса и морали, а скорее опираются на знания и способность не отсекать отдельные грани мира, а видеть значение каждой его частички.

МАтангИ можно назвать богиней Культуры, образования и искусств, которая является хранительницей знаний и одновременно попирательницей неверных истолкований «культурных ценностей». Когда-то мой Учитель Андрей Григорьевич Сафронов[12] (президент Украинской Федерации йоги) рассказал старую притчу о том, как один брахман долго предавался аскезе, медитировал и обрел сиддхи, что дало ему основание считать себя высокодуховной продвинутой личностью. И как-то случилось, что над ним пролетала цапля и как это водится у птиц – случайно накакала прямо на его погруженное в практику тело. Брахман был разъярен тем, что ему помешали столь наглым образом, и испепелил птицу налету, потратив на это свои силы и способности. После чего боги рекомендовали ему для обретения большей мудрости в будущем – поучиться у жены охотника. Брахман считал себя представителем высшей касты, охотник относился к низшей, а его жена - мало того, что была из социальных низов, так еще и женщиной. Брахман был оскорблен тем, что его посылают учиться у столь низменного существа, но с богами спорить не стал то ли из чувства самосохранения, то ли из стремления учиться новому. Он разыскал хижину охотника и его жены и обратился к ней с просьбой об обучении, на что женщина попросила его подождать, т.к. самым значимым в своей жизни считала обязанности по отношению к мужу – и ушла кормить его обедом. Она относилась к мужу настолько искренне, уважительно, и восхищенно – как к божеству. И ее состояние гораздо больше способствовало обучению, чем гордыня аскета.

МАтангиИ всем своим видом олицетворяет разницу между бездумной моралью и Культурой.  В большинстве случаев использования категории «мораль» - человек ради выполнения правил, происхождения, причин и смысла которых он не понимает, приносит на алтарь «принципиальности» свою способность к научному мышлению и тепло потерянных в спорах друзей. Богиня символизирует значимость образования, но не показного, состоящего из набора бумажек с печатями или из набора видимых статусов и связей, не выделяющего избранных, а дающего шанс учиться для любого человека. Она показывает, Культура - не в соблюдении внешних приличий и норм, а в степени изощренности твоих реальных навыков, в том, как ты можешь их применить в самых разных условиях, а не только сидя у себя дома, в замке чистоты и непорочности,  отгородившись от мира.


Кому полезен образ МАтангИ для медитаций? С одной стороны, он помогает понять бессмысленность брезгливости и отторжения отдельных аспектов мира, будь то люди, их качества или вещи, их окружающие – это весьма полезно для тех, кто считает себя слишком возвышенным и развитым, чтоб видеть и слышать подсказки мира, собственные желания и чувства, слышать людей и другие точки зрения, а также пробовать новое. Легко смотреть свысока на то, что тебе не знакомо, но сложно открывать свой ум и отдаться новым переживаниям, ситуациям, забыв про эго. С другой стороны, образ МАтангИ полезен людям, для которых значимы «понты» и красивые «обертки», он покажет им, что красивая одежда и социальный статус не придадут мудрости и мастерства, а, отказываясь от внешних атрибутов «крутости», человек высвобождает себе время, чтоб совершенствоваться в том, что ему действительно интересно и становится в этом профи.

У некоторых незнакомых с йогой людей может возникнуть вопрос: «Зачем избавляться от брезгливости, гордыни, злости, жадности, ощущения собственной крутости и т.п. эмоций и решений с ними связанных, если человек считает, что ему в них хорошо?». Да, именно решений, потому что любая эмоция, в которую попадает человек, и которой он не управляет, - влияет на все его жизненные решения, даже если он ничего решать не хочет – это тоже выбор. Так вот, подобного рода эмоции образуют замкнутый круг, который можно сравнить с образом известного буддийского колеса самсары. И в этом круге человек не видит реальности – истинных мотивов своих, других людей, его деятельность вместо созидания превращается в создание помех, и, что интересно, от такой деятельности никому не становится лучше – ни ему самому, ни близким, ни человечеству в целом. Попросту говоря, йога, работа с эмоциями и медитативные практики помогают человеку мягко говоря не просиживать зря время своей жизни, формируют высокую степень осознанности и способности созидать.




[1] изображение десяти махавидий

[2] Заглавные гласные означают длинные санскритские гласные «А» и «И», которые произносятся на два такта

[3] Дэвид Кинсли. Образы божественной женственности в тантре. Десять махавидий.  СПб.: Изд-во «Академия исследований культуры», 2007. – 258с.

[4] Матанги сумукхи кавача, перевод с санскрита – Ерченков О.Н.

[5] Дэвид Кинсли. Образы божественной женственности в тантре. Десять махавидий.  СПб.: Изд-во «Академия исследований культуры», 2007. – 262с.

[6] Дэвид Кинсли. Образы божественной женственности в тантре. Десять махавидий.  СПб.: Изд-во «Академия исследований культуры», 2007. – 263с.

[7] Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов. М.: Изд-во «Республика», 1996 – 152с.

[8] Ганс Бидерманн. Энциклопедия символов. М.: Изд-во «Республика», 1996. – 273с.

[9] Дэвид Кинсли. Образы божественной женственности в тантре. Десять махавидий. СПб.: Изд-во «Академия исследований культуры», 2007. – 270с.

[10] Изображения их храма Минакши в Мадураи


[11] описание из Матанги ставы
[12] http://yogasutra-comment.blogspot.ru/  - ссылка на блог Сафронова А.Г.

1 комментарий:

  1. Потрясающие статьи. А почему нет статьи о Камале? И очень жаль, что вы перестали писать, либо же вы ведёте блог в другом месте? Как вас зовут?

    ОтветитьУдалить