В продолжение темы медитаций, позволяющих убрать двойственность человеческой природы, при которой искренние стремления человека отличаются от того, что он по факту
говорит, делает и переживает. Например, желание любить замещается горыней или обидой; доверие заменяется агрессией; желание творить заменяется критикой, интерес - выгодой,
а радость жизни - ревностью и жадностью. Все эти формы
поведения нелогичны и бессмысленны, не приводят к
реализации истинных желаний и разрушают – отношения, целостное
состояние психики, жизни. Когда мимолетные дискомфортные эмоциональные порывы
кажутся сильнее истинных желаний, это говорит о вовлеченности человека в
эмоции. Патанджали в своем труде «Йога-сутра» называет такие состояния вритти –
разные роли, с которыми человек отождествляется, которые включают эмоции,
ярлыки, принципы, невротические желания и т.д. Чем больше человек вовлечен, тем
меньше он понимает, что на самом деле с ним происходит. Гурджиев называл это
состояние автоматтизмом.
Многие медитативные практики в индийской
и тибетской традициях связаны с изучением образа божества, которое обладает
недостающим для человека качеством, а также дает более широкий взгляд на мир,
большую степень управляемости собственными эмоциями, большую степень свободы в
выборе жизненного Пути, большую эмоциональную целостность, а также способность
мыслить разными способами и видеть в мире новые грани. Образ божества,
используемый для медитации воспринимался практикующим адептом индийской секты - ответвления эзотерической школы как путь к новому аспекту
сознания, который должен развиться при овладении необходимым качеством. Группа
из десяти женских божеств под названием десять махавидий как раз и представляют
собой очень тонкие медитативные техники для того, чтобы вывести людей из разных
жизненных тупиков и призвать задуматься, изменить свой взгляд на мир, который и
загнал в тупик. Каждая из махавидий своим видом, манерами и поведением
специфическим образом шокирует, восхищает, вдохновляет, пугает, придает силы и
задает непривычное для практикующего направление мышления таким образом, что
человек постепенно выходит из зоны личного комфорта и смотрит на себя и на мир
другими глазами. Каждая из махавидий – это по сути завуалированный, скрытый от
взгляда тех, кто невнимателен, как это и принято в тантре, - медитативный
вопрос, размышление над которым выводит человека за границы его дискурса – т.е.
того мироощущения и тех ролей, в которых он застрял. Изображение божеств и мифы
о них являются своего рода зашифрованной книгой, для прочтения которой
необходимо перестроить свое восприятие, отказаться от принципов, обид, мелочности
и гордыни, конфликтов и торга ради познания.
Девятая махавидья – МАтангИ[2] –
затрагивает тему культуры и искусства и одновременно проблему дуальности восприятия мира, в частности
– разделения многими людьми мира на «чистое» и «грязное». Мифы о ней, ее
одежда, атрибуты и привычки, - указывают на принадлежность богини к низкой
касте. Ее имя заключает в себе противоположности – Маатангии – मातङ्गी - Mātaṅgī – от मातङ्ग маатанга – 1. главный или самый лучший,
2. человек самой низкой касты, 3. слон. Она одновременно и «лучшая», и
«неприкасаемая».
Проблема разделения мира в человеческом
сознании на «плохое» и «хорошее», «чистое-возвышенное» и «грязное-низменное»,
«духовное» и «материальное», - рождается при попытке воспринимать процесс
развития как возвышение над чем-то недостойным, например над материальной
природой, над «менее развитыми» людьми, над желаниями и чувствами. Но в этот
момент человек собирает внимание на собственном Эго, а его сознание разделено
на возвышенное «Я» и части мира, которые считаются «нечистыми» и как следствие -
ненужными. Формируется не вполне уважительное отношение к разным составляющим
Вселенной, а также невозможность узнать те ее части, которые он отторгает –
зачем они, как вписаны в мировую историю. В разделении людей на классы, исходя
из такого мировоззрения, присутствует высокомерие, и человек не замечает, что
то, от чего он так старался избавиться, очиститься, - недостойные эмоции и
т.п., - еще больше охватывает его изнутри как часть его природы, и, в своей
значимости, он также забывает о том, что все что он считает «грязным» и к чему относится
с брезгливостью – состоит из тех же химических элементов из недр вселенских
звезд, что и он сам. Гомеостаз никто не отменял :).
МАтанГИ
всем своим видом провоцирует брезгливость у тех, для кого в мире есть
«неестественные» проявления, кто мнит себя выше, умнее и отважнее природы и
пытается доказать себе или другим людям свое право на первенство и значимость.
В
буддийской сказке в Дивьявадане есть намек на эту махавидью – дочь
царя-охотника по имени Матанга.[3] Там
ее символично звали Пракрити (природа) из касты чандала (низкая каста). Ее
матерью была Махавидьядхара (коннотация с махавидьями, в переводе Махавидьядхара
– маха – великое, видья – знание, дхара – от корня дхр – удерживать (тот же
корень у слова дхарана); итого получается – сосредоточение великого знания). Имя
Пракрити, ее низкокастовость, а также ее положение как дочери
царя-охотника, коннотирует к связи с
лесом, джунглями, хаотическим началом «матери-природы». С другой стороны здесь
есть намек на одновременное присутствие роли «царской дочки» и роли
представителя низкой касты – аполлонического и дионисийского начала в одном
человеке, гармонично их сочетающем.
Другой
миф о богине, о котором пишет Кинсли, - из Шактисамгама тантры говорит о
появлении Уччхишта-матангини из остатков пищи. «Матанги сумукхи кавача» из
«Рудра ямала тантры» называет ее Уччхишта Чандали Матанги и Джъетшха Матанги[4]
(уччхишта переводится как: оставшийся, нечистый, загрязненный, остаток пищи;
чандали – представительница низшей касты; джъетшха – наилучший, превосходный).
Кинсли
приводит в пример еще один миф из «Пранатошини тантры», в котором Парвати
занимается любовью с Шивой, преобразившись в форму Уччхишта-чандалини[5], в
которой он узнал свою жену. Здесь еще присутствует коннотация с романтической
игрой между влюбленными, которые принимают разные формы, вне зависимости от их
«странности».
Храм
Матанги в Варанаси расположен в низкокастовом районе и связан с сестрой Шивы,
чрезмерно озадаченой вопросами чистоты и загрязнения и отличавшейся
брезгливостью.[6]
Подношения
богине должны делаться в состоянии загрязнения – с немытыми руками и ртом после
трапезы. Подношения также связаны с загрязнением, например это может быть кусок
материи с менструальной кровью. Пост, который может соблюдаться брахманами
перед ритуалами, посвященными другим божествам, в случае с Матанги –
игнорируется. Она символически нарушает все табу и игнорирует разделение на
«очищенное» и «загрязненное».
Рассмотрим
атрибуты богини:
-
она шестнадцатилетняя девушка, молодая, привлекательная и утонченная, с длинными
черными волосами, тонкой талией и упругая грудью;
- изображается
восседающей на лотосе – символе духовности и чистоты. Этот цветок соприкасается
со стихиями: вырастает из ила, проходит вверх через воду, через воздух к
Солнцу, будучи незапачканным. В индуистской мифологии творец мира Брахма
рождался из лотоса. В буддийской мифологии лотос выступает также символом
познания. В тантре лотос выступает еще и как символ женского начала.[7]
- восседает
на троне, который является атрибутом власти[8]
-
сидит на алтаре, символе ритуалов и священнодействий, место на котором не подобает
сидеть;
-
цвет её кожи зеленый – намек на природность, естественность. Кроме того, Кинсли
пишет о ее связи с богиней Шаварешвари, повелительницей лесного архаического
племени шаваров. Ее зеленый цвет связан с тем, что ее тело полностью покрыто
листьями. Она та, что живет в лесу и наслаждается этим, а также управляет
дикими животными.[9]
С другой стороны, МАтангИ связывается с другой формой Парвати, изображенной с
кожей зеленого цвета - Минакшей – богиней с тремя грудями, олицетворяющей
избыточную женственность и подверженность хаотическому началу. [10] В
храме Минакши можно встретить и живого слона (матанга).
-
одежда и украшения красного цвета – цвет менструальной крови, которая «нечиста»;
-
шея обвита гирляндой из цветов кадамбы[11] –
универсальные цветы, их любят все божества, объединяют всех богов вне зависимости от их
статуса.
-
свиток – символ передачи кристаллизованного ранее и записанного знания;
- нож для отсечения голов можно рассмотреть как символ
отбрасывания прошлых ошибочных точек зрения, олицетворяет состояние, когда нет
страха и эмоциональной привязанности, чтоб отбросить старое мировоззрение, если
оно мешает идти дальше;
-
череп – символ смерти и непривязанности к материальному – также «нечистый»,
связанный со смертью и «неприкасаемыми», которые проводят церемонии погребения;
-
музыкальный инструмент «вина» - символ искусств и атрибут богини Сарасвати,
являющейся покровительницей знаний и искусств. Матанги является
покровительницей 64-х видов искусств, в том числе музыки, поэзии и литературы;
-
жест благословения
-
подношение богине – нечистые остатки пищи (уччхишта) – символизирует нарушение
табу; ее мантру может читать кто угодно – ликвидирует разделение между кастами.
-
принадлежность богини к низкой касте и ее поведение говорит об игнорировании всех
внешних «культурных» норм поведения;
-
попугай сидящий рядом – с одной стороны, является ваханой (ездовой птицей –
духом-помошником) бога любви Камы, а с другой стороны, - олицетворяет
подражание, а с третьей, похоже, что богиня играет на вине для него, символизируя
обучение настоящему искусству. Попугай может красиво, но бездумно имитировать
речь.
Основные акценты в описании богини
сводятся к сочетанию двух противоположных составляющих: внешне «загрязненный» и
отталкивающий попиранием норм и табу образ оказывается на самом деле утонченным
и естественным в своем мастерстве в искусствах.
МАтангИ показывает, что такое реальный,
а не показной аристократизм, культура и образованность, естественная красота,
утонченность и вдохновение. Образ МАтангИ можно рассмотреть как свободной
художницы, мастерски владеющей искусствами не смотря на непринадлежность к «высшим» и по идее
«наиболее образованным», разрушающей понятие моды и культуры как ограничений,
бездумного повторения шаблонов и средства управления людьми. Она разрушает
пустые, кажущимися красивыми «обертки» в виде «статуса», «образованности» и
т.п. Она показывает, что мастерство и духовность не связаны с соблюдением
внешних приличий, обретением социального статуса и морали, а скорее опираются
на знания и способность не отсекать отдельные грани мира, а видеть значение
каждой его частички.
МАтангИ можно назвать богиней Культуры,
образования и искусств, которая является хранительницей знаний и одновременно
попирательницей неверных истолкований «культурных ценностей». Когда-то мой
Учитель Андрей Григорьевич Сафронов[12]
(президент Украинской Федерации йоги) рассказал старую притчу о том, как один брахман долго предавался аскезе,
медитировал и обрел сиддхи, что дало ему основание считать себя высокодуховной
продвинутой личностью. И как-то случилось, что над ним пролетала цапля и как
это водится у птиц – случайно накакала прямо на его погруженное в практику
тело. Брахман был разъярен тем, что ему помешали столь наглым образом, и
испепелил птицу налету, потратив на это свои силы и способности. После чего
боги рекомендовали ему для обретения большей мудрости в будущем – поучиться у
жены охотника. Брахман считал себя представителем высшей касты, охотник
относился к низшей, а его жена - мало того, что была из социальных низов, так
еще и женщиной. Брахман был оскорблен тем, что его посылают учиться у столь
низменного существа, но с богами спорить не стал то ли из чувства
самосохранения, то ли из стремления учиться новому. Он разыскал хижину охотника
и его жены и обратился к ней с просьбой об обучении, на что женщина попросила
его подождать, т.к. самым значимым в своей жизни считала обязанности по
отношению к мужу – и ушла кормить его обедом. Она относилась к мужу настолько
искренне, уважительно, и восхищенно – как к божеству. И ее состояние гораздо
больше способствовало обучению, чем гордыня аскета.
МАтангиИ всем своим видом олицетворяет
разницу между бездумной моралью и Культурой.
В большинстве случаев использования категории «мораль» - человек ради
выполнения правил, происхождения, причин и смысла которых он не понимает,
приносит на алтарь «принципиальности» свою способность к научному мышлению и
тепло потерянных в спорах друзей. Богиня символизирует значимость образования,
но не показного, состоящего из набора бумажек с печатями или из набора видимых
статусов и связей, не выделяющего избранных, а дающего шанс учиться для любого
человека. Она показывает, Культура - не в соблюдении внешних приличий и норм, а
в степени изощренности твоих реальных навыков, в том, как ты можешь их
применить в самых разных условиях, а не только сидя у себя дома, в замке
чистоты и непорочности, отгородившись от
мира.
Кому полезен образ МАтангИ для медитаций?
С одной стороны, он помогает понять бессмысленность брезгливости и отторжения
отдельных аспектов мира, будь то люди, их качества или вещи, их окружающие –
это весьма полезно для тех, кто считает себя слишком возвышенным и развитым,
чтоб видеть и слышать подсказки мира, собственные желания и чувства, слышать
людей и другие точки зрения, а также пробовать новое. Легко смотреть свысока на
то, что тебе не знакомо, но сложно открывать свой ум и отдаться новым
переживаниям, ситуациям, забыв про эго. С другой стороны, образ МАтангИ полезен
людям, для которых значимы «понты» и красивые «обертки», он покажет им, что
красивая одежда и социальный статус не придадут мудрости и мастерства, а,
отказываясь от внешних атрибутов «крутости», человек высвобождает себе время,
чтоб совершенствоваться в том, что ему действительно интересно и становится в
этом профи.
У некоторых незнакомых с йогой людей
может возникнуть вопрос: «Зачем избавляться от брезгливости, гордыни, злости, жадности,
ощущения собственной крутости и т.п. эмоций и решений с ними связанных, если
человек считает, что ему в них хорошо?». Да, именно решений, потому что любая
эмоция, в которую попадает человек, и которой он не управляет, - влияет на все
его жизненные решения, даже если он ничего решать не хочет – это тоже выбор.
Так вот, подобного рода эмоции образуют замкнутый круг, который можно сравнить
с образом известного буддийского колеса самсары. И в этом круге человек не
видит реальности – истинных мотивов своих, других людей, его деятельность
вместо созидания превращается в создание помех, и, что интересно, от такой
деятельности никому не становится лучше – ни ему самому, ни близким, ни
человечеству в целом. Попросту говоря, йога, работа с эмоциями и медитативные
практики помогают человеку мягко говоря не просиживать зря время своей жизни, формируют высокую степень осознанности и способности созидать.
[1]
изображение десяти махавидий
[2] Заглавные
гласные означают длинные санскритские гласные «А» и «И», которые произносятся
на два такта
[3] Дэвид Кинсли.
Образы божественной женственности в тантре. Десять махавидий. СПб.: Изд-во «Академия исследований
культуры», 2007. – 258с.
[4] Матанги
сумукхи кавача, перевод с санскрита – Ерченков О.Н.
[5] Дэвид
Кинсли. Образы божественной женственности в тантре. Десять махавидий. СПб.: Изд-во «Академия исследований
культуры», 2007. – 262с.
[6] Дэвид
Кинсли. Образы божественной женственности в тантре. Десять махавидий. СПб.: Изд-во «Академия исследований
культуры», 2007. – 263с.
[7] Ганс
Бидерманн. Энциклопедия символов. М.: Изд-во «Республика», 1996 – 152с.
[8] Ганс
Бидерманн. Энциклопедия символов. М.: Изд-во «Республика», 1996. – 273с.
[9] Дэвид
Кинсли. Образы божественной женственности в тантре. Десять махавидий. СПб.:
Изд-во «Академия исследований культуры», 2007. – 270с.
[10]
Изображения их храма Минакши в Мадураи
[12] http://yogasutra-comment.blogspot.ru/ - ссылка на блог Сафронова А.Г.
Потрясающие статьи. А почему нет статьи о Камале? И очень жаль, что вы перестали писать, либо же вы ведёте блог в другом месте? Как вас зовут?
ОтветитьУдалить