четверг, 7 мая 2020 г.

Махавидьи как техники медитации в применении к ситуации мирового кризиса. Часть 2


Что касается продолжения мною любимой темы Махавидий – кратко напомню историю этого вопроса. В 2014-2016 годах я делала исследование на тему о символах медитативных техник. Но, в силу насыщенности моей жизни событиями, не дописала задуманную серию статей. Все статьи раскрывают разные подходы к здравости ума и навыку овладения человеческими чувствами (своими прежде всего). Среди легенд об этих конкретных медитативных техниках – древняя история бога Шивы из книги Дэвида Кинсли «Образы божественной женственности в тантре»: «Шива живет со своей второй женой Парвати (на которой он женился после того, как Сати покончила с собой) в доме ее отца в горах. Однажды Шива решает уйти. Парвати просит его остаться, но он отказывается. Когда он пытается это сделать, Парвати закрывает десять выходов из дома своими десятью формами, Махавидьями». Дом – символ человеческого тела и психики. Десять выходов – традиционно ассоциируются с органами чувств – это символы восприятия и ощущения мира разными способами. А Махавидьи (в переводе – великое знание) – это корректные способы управления своими эмоциями и восприятием.

В ситуации с коронавирусом, когда эмоции зашкаливают и люди не знают – что с этим делать, как воспринимать происходящее и какие выводы делать, какие решения принимать – самое время задуматься о собственном развитии и о способности управлять собственной психикой. Многие люди подвержены влиянию различных теорий заговоров, например о том, что вирус создали искусственно, чтобы истребить или чипировать человечество. Мифы о рептилоидах и тайном мировом правительстве – устарели, а свежие мифы должны содержать в себе моду на новые технологии и слияние искусственного и человеческого интеллекта. Но одно дело, когда ты погружаешься в фантастические пространства компьютерной игры, и совсем другое, когда начинаешь верить в абсурдные для здравого ума вещи. А верят многие в любую интригующую идею, которая вызывает эмоции. Много эмоций вызывают средства массовой информации, люди, попавшие в затруднительное положение и т д. Для того, чтобы не потерять себя во всем этом – нужно бережно относиться к собственной психике и уметь фильтровать поступающую информацию и эмоциональные решения, которые она провоцирует. И техники Махавидий тут как нельзя кстати.


Современное изображение коронавируса как порождение богини Кали

Вернемся к изменениям в мире, вызванным пандемией. Американский философ, публицист и экономист Нассим Талеб считает, что происходит переход к онлайн-обучению и дистанционной форме работы. «Это не означает, что офисы исчезнут полностью, они просто станут меньше и люди не будут туда ездить каждый день. Этот тренд уничтожит города. Люди начнут массово переселяться из мегаполисов в сельскую местность.» Я сама настолько гармонично перешла на обучение людей онлайн, и пусть йоге нельзя научить онлайн на постоянной основе, но многие задачи в этот формат можно перенести. И при этом появляются новые возможности, особенно в смысле преодоления границ.

В кашмирском шиваизме есть категория Калаа – часть иллюзии, в которую погружено человечество, которая искажает восприятие масштаба пространства. Каждый человек считает, что живет в своем пространстве – в определенных границах - кто-то в квартире в многоэтажке, кто-то в городе, кто-то в стране, кто-то на планете, движущейся внутри галактики по орбите вокруг Солнца, летящего в вечность и т д. Кто-то путешествует по всему земному шару и понимает, что планета – его дом, а кто-то чувствует себя дома только у себя в городе или в своей стране, и сборы в путешествие для них – это долгая и сложная задача. Кстати, патриотизм – одно из проявлений иллюзии ограниченности пространства, когда человеку кажется, что его жизнь должна протекать в определенных границах, даже не им самим определенных.

Сейчас, когда реальная и виртуальная деятельность на просторах интернета во многом синтезируются, границы конечно полностью не исчезнут, но они теперь стали неузнаваемы и раздвинулись гораздо шире, чем мы себе представляли. Пространство в котором мы живем и работаем, которое считаем своим (например двор, улица, город или страна) – поменялось и мы точнее понимаем – в каком пространстве хочется жить и творить, понимаем, что любые границы меняются неожиданно, и ты видишь как иллюзия привычного мира как единственно правильного и единственно возможного – рассыпается как пепел на погребальном костре. Проводя конференции в прямом эфире, чувствуешь рядом за одним столом людей, живущих в разных частях света, которые могут физически находится на других континентах. Подход к общению, к ведению дел, к ощущению расстояний и их преодолению сейчас стал неузнаваем. Причем, видно, как быстро нужно научиться перестраивать свое видение мира, для того, чтобы сегодня выжить и остаться на плаву.

изображение Бхуванешварии

За познание новых неявных для себя закономерностей мира отвечает Бхуванешварии, сидящая на троне, ножками которого являются наиболее значимые в индуизме божества (Моя статья о ней на блоге http://yogarus.blogspot.com/2015/03/blog-post_9.html). Очень символично, с учетом того, что слово «ишвара», часто переводимое как «бог» или правитель, устанавливающий правила, можно рассмотреть как совокупность закономерностей мира за рамками нашего текущего понимания (https://www.yoga-sutra.org/2014/08/blog-post.html). И когда как не сейчас в общемировой кризис пандемии люди с безумной скоростью начинают познавать новые для себя знания об устройстве мира и расширять свои представления о мире. В йоге это называется ишварапранидхана. Кто-то понимает по-новому смысл заботы о теле, кто-то видит новые пути коммуникации, человек начинает по другому ценить то, что имеет и видеть свое новое место в мире – среди других видов, например, начинает видеть неразрывную связь природы и человека, взаимосвязанность всех событий в мире, роль новых технологий в жизни человека. Люди, которые еще недавно выступали за то, чтобы не делать прививки детям и взращивать новое поколение «естественным путем», теперь видят эволюционную силу вакцинации, потому что все человечество замерло в ожидании вакцины как формы совершенствования собственного тела.

изображение Дхуумааватии

Многие люди все потеряли в текущей ситуации. Кто-то потерял жизнь, кто-то близких, кто-то – последние деньги. И эта трагедия очень похожа на переживания, которые рождает Дхуумааватии – символ фатальности (моя статья о ней на блоге http://yogarus.blogspot.com/2015/03/blog-post_17.html). К сожалению, многие люди по-настоящему учатся, только проживая непоправимые ошибки. Те печальные переживания, которые являются следствием, заставляют сделать выводы, которые ты никогда не сделал бы, не потеряв что-то безвозвратно. Дхуумаватии – это олицетворение опыта потерь и ошибок, за которым приходит трансформация отношения ко времени, к жизни, к мелочам и возможностям в жизни. Человек, который потерял часть здоровых легких после вирусной пневмонии вместе со спортивной карьерой – уже никогда не будет беспечен в надежде на удачу. И время жизни для него приобретает новый смысл – вместо бесконечного и прекрасного будущего со множеством шансов, которые можно упускать, потому что будут новые, теперь будет понимание, что нельзя терять ни один шанс, так как он может никогда не повториться. Многие до сих пор не верят в коронавирус, я встречала людей, которые говорили: «если не смотреть новостей и не знать ничего об этом – то и не заболеешь, т к болеют только те, кто поверил в этот обман». Такие люди обычно учатся через фатальность и потери, как это не печально. Способность сделать правильные выводы вовремя, не поддаваясь панике и эмоциональным порывам – сейчас жизненно необходима.

Продолжение следует.

1 комментарий:

  1. Прекрасная статья! Спасибо, Наташа, жду продолжения!

    ОтветитьУдалить